В марте 2006 года в результате участия школы на республиканском конкурсе инновационных образовательных программ, 1 ХСОШ был присвоен статус «республиканской экспериментальной площадки» по теме: «Реализация индивидуальных образовательных траекторий учащихся в условиях интеграции культурно-образовательных ресурсов села».  
На современном этапе развития для нашей школы актуальной задачей стало построение на всех ступенях обучения такого учебно-воспитательного процесса, который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и потребности учащихся, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих запросов, самостоятельного выбора профессии. Решение этой задачи мы видим во внедрении системы индивидуальных образовательных траекторий каждого ученика.  

Программа охватывает все стороны жизнедеятельности школы и опирается на две взаимообусловленные идеи:

• идея индивидуальной образовательной траектории, предоставляющей каждому учащемуся массовой школы возможность спроектировать свой образовательный маршрут и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора;
• идея социального партнерства, создания единого образовательного пространства сельского социума, привлечение культурно-образовательных ресурсов села для наполнения педагогической среды школы. 

Цель эксперимента: Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся через интеграцию культурно-образовательных ресурсов села.

Четыре задачи, исходящие из цели, определили 4 основных направления ОЭР

1 направление ОЭР - Повышение уровня внутренней мотивации подростка к учению достигается через организацию педагогической поддержки саморазвития личности учащегося путем внедрения технологии саморазвития личности. В содержание образования включается методологическая компонента – вооружить учащихся знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, самореализации) и за счет этого поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению. 

На основе технологии Селевко классными руководителями 1 -11 классов разработаны программы поэтапного саморазвития личности. Ведется карта психолого – педагогического сопровождения, организуется комплексный мониторинг развития каждого учащегося, создаются условия для всестороннего развития в рамках проекта «Единое образовательное пространство социума». Следует отметить работу классных руководителей Степановой Людмилы Николаевны, Стручковой Татьяны Петровны, успешно внедряющих технологию саморазвития личности в своих классах.  

2 направление ОЭР - Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается: 

• за счет использования личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания во всех ступенях школы, 
• через внедрение индивидуальной траектории развития личности (ИОТ), которая подразумевает целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы в 5-11 классах. 
• Индивидуальный учебный план (ИУП) в 10-11 классах т.е. самостоятельный выбор учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, выбор дополнительных образовательных услуг, самостоятельное определение тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности.

ИУП составляется на основе определения целей и задач ученика, а также на основе исследования ресурсов, предоставляемых учащемуся единой образовательной системой социума. Эти планы различны по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года. ИУП учащихся 10-11 классов состоит из 4 блоков:

• Базовый академический блок – обеспечение государственного стандарта образования; Базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей.
• Индивидуальный академический блок - углубление по выбору с учетом способностей и уровня развития - профильные предметы, обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
• Блок элективного углубления - элективные курсы, обязательные для посещения учащихся по их выбору, могут поддерживать разные предметы, изучаемые на профильном и общеобразовательном уровне, расширять и углублять их, а также удовлетво¬рять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля. Учителями разработаны и утверждены МНИЦ УУО 24 программы элективных курсов.  
• Блок социальной деятельности учащихся призван обеспечивать деловое общение и совместную деятельность учащихся с представителями различных профессий на рабочих местах; получение информации об интересующей профессии, пробу себя на реальном рабочем месте; изучение современного социума и нахождение в нем своего места. Также с помощью социальной практики учащийся может получить ремесленные навыки, опыт поиска рабочего места.  
Третий год при поддержке главного врача участковой больницы Суздаловой А.И., успешно работает курс социальной практики «Работа в лечебных учреждениях» (рук. Колесова Е.В.). Ребята постигают азы профессии медика, начиная с простейших приемов ухода за больными, реально пробуют себя на рабочем месте, что, несомненно, имеет большое значение при выборе профессии. Также работают социальные практики «Основы журналистики», «Организация культурно-массовых мероприятий», «Деревообработка», «Лесничество».
Для мониторинга профильного обучения по ИУП в 10-11 классах введена система зачетных книжек.

3 направление - Расширение пространства социальной деятельности учащихся. Возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий определяет наличие единой образовательной среды социума, обеспечивающей условия для построения учеником своей образовательной траектории. При поддержке администрации МО «1 Хомустахский наслег» (глава Атласов А.П.) работает проект «Единое образовательное пространство социума». Администрация села поддерживает основную идею программы - идею социального партнерства, привлечения культурно-образовательных ресурсов села для наполнения педагогической среды школы. Только при традиционном «воспитании всем миром» можно обеспечить полноценное развитие детей в современных условиях.  

Перспективный проект, который в данное время осуществляется в наслеге – это общественно-образовательный проект «Хомустаах кэскилэ». С целью формирования чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своей местности; навыков гражданского участия организуется социально признаваемая (дьон-сэргэ билинэр) и социально одобряемая (дьон-сэргэ сэргиир) деятельность в форме различных проектов, волонтерского и тимуровского движения, шефства над ветеранами. Дети изучают историю, традиции, жизнь земляков, разрабатывают проекты по благоустройству наслега, изучают животный и растительный мир своего родного села. Такая деятельность, организуемая школой, имеет очень важное значение для будущего наслега, улуса. Мы воспитываем патриотов села, людей, которые будут жить и развивать свою малую родину.  

С помощью кружков различного направления, организуемых социальными партнерами школы; использования развитого клубного пространства, методики КТД (коллективных творческих дел) организована система дополнительного образования, в достаточной мере обеспечивающая детям возможность пробы себя и своих возможностей.

С благодарностью отмечаем деятельность наших социальных партнеров.  

• Сельской библиотекой (Жиркова Н.Д. Колесова В.С.) внедряются проект «Семейное чтение» и социальная практика «Основы библиографии».  
• Ветучасток (Окоемов П.П.) курирует «Клуб любителей домашних животных «Симба» для учащихся 1-6 классов.  
• Сельский Дом культуры привлекает к своей деятельности учащихся старших классов, интересующихся искусством, свето-, звуко-, сценическим оформлением. 
• Успешно сотрудничают с нами Дом детского творчества «Сайдыы» (Винокурова А.Н.) – 8 кружков;
• Дом спорта (Софронов А.М.) – спортивные секции
• Намский лесхоз – школьное лесничество «Мутукча» 
• Особенно следует отметить работу наших общественных тренеров; по боксу - Терентьева Г.Е., по футболу – Охлопкова К.А., Заболоцкого М.С.

4 направление - организация пространства рефлексии обеспечивается разработкой комплексной программы психолого-педагогического сопровождения индивидуализированного образовательного процесса; введением института тьюторства на старшей ступени школы. 

В 10-11 классах работают 4 тьютора по предметным областям - социально-гуманитарному, политехническому, естественному и технологическому направлениям Тьютор, как специалист, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика, призван оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компетентностей ученика. Так, в качестве тьютора за группой учащихся, ориентированных на его предметную область, закреплены опытные учителя Баишева М.К.-политехнического, Колесова А.Н.-гуманитарного, Степанова Л.Н.-технологического, Колесова Е.В - естественного профилей.  
Социально-психологической службой школы (рук. Жиркова Е.Н. психолог) внедряется программа комплексного мониторинга опытно-экспериметальной деятельности школы. 
Таким образом, создается модель индивидуализированного образовательного процесса, ориентированного на развитие личности каждого учащегося школы.  
Мы считаем, что наполнение образовательной среды школы за счет интеграции культурно-образовательных ресурсов села приведет к гармоничному развитию каждого ученика.